Стартер в системе пуска двигателя - это основной агрегат, предназначенный для потребления максимальной мощности от АКБ. Поэтому его неисправности часто ошибочно по неопытности относят на счет батареи. Например, люфт, возникающий при износе втулок, в которые помещены концы якоря стартера, может привести к тому, что за счет перекоса якоря во время пуска двигателя он зацепится за статор и остановится. При повторной попытке пуска двигателя остановки якоря может не произойти, однако возможно многократное повторение таких случаев, вплоть до окончательной потери работоспособности стартера и конечно, батарея не имеет никакого отношения к данному виду отказов.
Еще один элемент электрооборудования, который может сбить с толку неопытного автомобилиста, - провод, соединяющий АКБ с массой автомобиля. Как правило, имеется два соединительных провода:
- от АКБ до кузова транспортного средства;
- от кузова (или АКБ) ДК двигателю.
Второй соединительный провод часто находится вне поля зрения автомобилиста (под двигателем). Это существенно затрудняет оценку состояния соединения, которое под действием влаги и дорожной пыли может покрываться окислами и грязью. Это может привести к большому увеличению переходного сопротивления, то есть снижению разрядного тока и даже отказу пусковой системы. А, между тем, АКБ в данном случае ни в чем не виновата.
Во всех случаях сомнений в работоспособности батареи необходимо проверить состояние АКБ путем измерения плотности электролита и (или) величины равновесного НРЦ. Можно так же попытаться при помощи этой батареи запустить двигатель на другом, заведомо исправном автомобиле. Успешный пуск на исправном автомобиле снимет обвинения с незаслуженно подозреваемой исправной АКБ.
Заряженность батареи в условиях реальной эксплуатации зависит в основном от режима работы автомобиля, исправности генератора и регулятора напряжения, исправности потребителей энергии и состояния электропроводки, натяжения ремня привода генератора и наличия дополнительных (нештатных) потребителей. При нештатной работе или возникновении неисправностей электрооборудования может полностью разрядиться совершенно исправная аккумуляторная батарея. Ее полный заряд в стационарных условиях с последующим тестированием на соответствие установленным критериям оценки подтвердит, что причиной разряда батареи являлась неисправность электрооборудования, которое необходимо тщательно проверить для определения и устранения его неисправности, послужившей истинной причиной разряда батареи.
Приведенные выше ситуации могут возникать как по отдельности, так и в комплексе на автомобилях старше 5-6 лет и создавать затруднения при пуске двигателя и в теплое время, даже зимой. Поэтому особенно актуальным становится проведение предупредительного контроля состояния изделий электрооборудования, что позволяет избежать внезапных отказов и увеличивает срок работы каждого изделия, в том числе АКБ.